Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 5.0 5.0
Количество прочтений 8898
Дата добавления 2013-03-25
Театр. История, первые драматурги, становление и развитие

Как развивался европейский театр

История этого вида искусства насчитывает уже не одно столетие. Практически в каждом городе есть хотя бы один театр и большинство из нас хотя бы раз бывали на спектакле. Даже если это была постановка в школьном драмкружке. Предлагаем узнать об истории европейского театра побольше.

Античный театр

Всё, как водится, началось в Древней Греции, где довольно часто устраивали различные праздники, во время которых наряжались, изображая языческих божеств. Праздники эти ещё не являлись театральными представлениями, так как за ними не наблюдали зрители. Со временем античные празднества трансформировались в действо, уже близкое к тому, что мы сегодня называем театром.

Появились и первые драматурги: Софокл, Эсхил, Еврипид, Аристофан и другие. Пьесы, написанные ими, были двух типов - трагедия и комедия. Первоначально на сцене выступали два актёра и хор. Позднее актёров стало трое. Все античные произведения для театра основываются либо на греческой мифологии, либо на исторических событиях.

Все роли в античном театре исполняли исключительно мужчины. И обязательно в масках. Особого разнообразия масок, кстати, не было. Если играли трагедию, надевали маски с печальным выражением, а если комедию - улыбающиеся.

Ещё одним обязательным элементом сценического костюма была специальная обувь на высокой подошве - котурны. Надевали их, чтобы стать выше и выглядеть величественнее - роль требовала солидности.

В Греции быть актёром было почётно и даже весьма прибыльно, а вот в Риме к лицедейству относились иначе: профессия актёра была непопулярной и даже позорной.

Театр в Средние века

Средние века были временем не особо благоприятным для развития искусства вообще и театра в частности. Нет, искусство существовало и даже довольно активно развивалось, но с 10 по 13 века театр переживал не самое лучшее время: театр в современном понимании практически не существовал.

Зато существовали другие зрелища: бродячие артисты, среди которых были и мимы, и жонглёры и акробаты показывали представления на городских площадях в базарные и праздничные дни, а также выступали на сельских ярмарках. Были среди бродячих артистов всех мастей и кукольники.

Католическая церковь подобные зрелища не одобряла и всячески их критиковала. Однако довольно скоро решила использовать в своих целях. На праздники стали устраивать действа по библейским мотивам. Со временем представления стали требовать всё больше реквизита и масштабных декораций и вот тут превратились в поистине массовые: на представления сходились чуть ли не все горожане.

Продолжая развивать взятый курс, католическая церковь начала заказывать поучительные пьесы. Начал развиваться и светский театр, для которого также стали писать пьесы на заказ, а самой популярной формой театральных представлений были мистерии, которые могли продолжаться чуть ли не по 20 дней кряду. При постановке масштабных мистерий уже было не обойтись не только без драматурга, но и без режиссёра.

Театр мистерий начал активно развиваться примерно с середины 13 века в Италии, а к середине 14 века мистерии уже ставились во Франции и в Англии. Постановка мистерий требовала немалых затрат и потому, как правило, их оплачивали городские гильдии ремесленников и прочие профессиональные объединения.

Шились костюмы, готовилась бутафория, будущих актёров готовили к исполнению ролей. Перед представлением, за несколько дней, глашатаи на перекрестках озвучивали объявления о предстоящем представлении. А за несколько дней до спектакля по улицам города проходило театрализованное шествие в костюмах, везли на телегах и колесницах части декораций.

К концу Средних веков театр стал профессиональным: появились драматурги и писатели, работающие над созданием текстов для постановок. Работа артистов стала приносить больший доход, по сравнению с началом средневековья. Театральные училища стали появляться довольно поздно: в России первое такое учебное заведение было открыто в 1673 году в Москве, а в Европе театральные училища стали открываться почти на 100 лет позже - в 18 - начале 19 века.

История театра в России

До 17 века главными артистами на Руси были скоморохи. Собственно, их деятельность мало чем отличалась от деятельности бродячих артистов в Европе. Скоморохи часто устраивали представления на городских площадях. Для проведения представлений и временного размещения артистов ставились специальные балаганы. Скоморошьи выступления объединяли в себе и театрализованные сценки и цирковые номера.

Первый частный театр был, что не удивительно, царским и "завёл" его Алексей Михайлович Романов. Этот придворный театр просуществовал 4 года - с 1672 по 1676 год. Вскоре начали появляться и частные - крепостные театры. По мере развития крепостных театров среди крепостных артистов стали выделяться настоящие таланты.

Женские роли, прежде исполнявшиеся молодыми мужчинами, наконец позволили играть женщинам. Некоторым из крепостных артистов давали вольные, а в актрис порой даже влюблялись. Например, граф Шереметьев женился на одной из своих крепостных актрис (предварительно дав ей вольную) - Прасковье Жемчуговой-Ковалёвой. Часто иностранные театральные коллективы, приехав на гастроли в Россию, оставались на постоянное жительство.

В начале 19 века количество театров в Москве и Санкт-Петербурге начало стремительно увеличиваться. 19 век стал для России открытием своих талантов. При этом многие артисты по решению театральных чиновников должны были ездить из одного города в другой для участия в постановках.

Репертуаром театров также ведали чиновники: от них зависело принимать или нет к постановке пьесу или музыкальный спектакль. Это не давало ходу свободе творчества, и потому все большее место в истории русского театра занимали частные труппы.

На развитие русского театра большое влияние оказала французская школа, но это не помешало артистам найти свой путь в искусстве и создать неповторимый русский театр.

Оцените публикацию

Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 10
Текущий рейтинг: 5.0.
Голосов: 4

Отзывы и комментарии

avatar
10 • 15:09, 2013-05-18
Да, театральное закулисье не менее интересно, чем сценическое действо. Кстати о кулисах, в античном театре перед началом представления они не раздвигались, а опускались в специальное отверстие на сцене.
avatar
9 • 15:40, 2013-05-06
Я все-таки никогда не могла понять, почему в Древнем Риме актерами могли быть только мужчины? Одно из самых развитых государств на тот момент, и вдруг – такие нелепые ограничения…
avatar
8 • 15:32, 2013-04-20
Обожаю театральные спектакли за импровизацию, находчивость актеров. Действие происходит, что называется, в "прямом эфире", поэтому часто они довольно искусно обыгрывают нередкие моменты, когда партнер замешкался или попросту забыл текст.
avatar
7 • 13:41, 2013-04-11
Да вы правы, но актеры которые снимаются в кинофильмах, выступают и в театре. Только без дублей и вживую. Сегодня из средневекового искусства осталось только, когда в город приезжает цирк и перед представлением они проезжают по городу с животными или клоунами и кричат в рупор о представлении. У актеров всегда была жизнь не простой они ведь неординарные талантливые индивидуальности!
avatar
5 • 10:28, 2013-04-02
Сейчас я очень редко хожу в кино. Какой смысл? Дома удобней. А вот в театр хожу. Это совсем другое, главное, ощущение непосредственности происходящего.
avatar
4 • 12:30, 2013-03-31
Театр - это, наверное, один из самых консервативных, а вместе с тем, и новаторских видов искусства. Его, без сомнения, можно назвать "Вечным искусством".
avatar
6 • 11:28, 2013-04-07
Да нет, изменения есть, но не такие резкие, как в других видах. Сравните театр теперешний и средневековый, он отличался!
avatar
3 • 10:45, 2013-03-30
Насколько я знаю, на развитие театра в России оказало большое влияние итальянское искусство. Конечно, это прежде всего относится к музыкальному театру,оперному искусству.
avatar
2 • 11:13, 2013-03-28
Если взять архитектуру современных театров, то их постройки носят в себе элементы античности или средневековья. Даже пьесы, которые играются на сегодняшний день, как правило, это не изменная классика. Можно утвердительно сказать, что на сегодняшний день в театрах сохранился дух наших предков.
avatar
1 • 10:40, 2013-03-27
Искусство ценили еще в древние времена. Творчество отличалось, но все же люди хотели посмотреть на игру. Обидно, что женщины не исполняли своих ролей.
avatar

Читайте также

Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2024 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф