Технические характеристики
Авианосцы - корабли стратегического назначения и потому подробных данных об их устройстве и наборе технических характеристик отыскать в широком доступе нельзя. Но некоторые общие сведения всё же вполне доступны интересующимся.
Размеры авианосцев колеблются в следующем диапазоне:
- длина - от 182 до 342 метров
- ширина - от 20 до 75 метров
- осадка - до 12 метров
- водоизмещение - от 10 000 до 100 000 тонн.
Подобный разброс габаритов связан с тем, что авианосцы делятся на четыре крупных класса в зависимости от их стратегического назначения:
- Суперавианосцы или ударные авианосцы - самые крупные среди кораблей этого типа, являются полноценными стратегическими многоцелевыми судами.
- Многоцелевые авианосцы или средние - уступают ударным авианосцам по численности авиагруппы, запасам авиатоплива, боевой живучести и автономности, или же по набору выполняемых функций.
- Лёгкие авианосцы, они же авианосцы для самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП). Их военные потенциал существенно ограничен, но эти суда стоят на вооружении многих стран, не располагающих ресурсами для содержания более крупных авианосцев.
- Универсальные десантные корабли - десантные вертолетоносцы с гладкой полетной палубой и возможностью принимать небольшую авиагруппу СВВП поддержки. К этому классу кораблей относится и недавно приобретённый во Франции "Мистраль".
Строение авианосца
Корпус авианосцев изготавливают из стали. Причём толщина стальных листов может достигать нескольких сантиметров. Чтобы максимально повысить "живучесть" судна, переборки между отсеками и палубами делаются водонепроницаемыми.
Необходимая площадь полётной палубы достигается за счёт увеличения ширины верхней части корпуса, благодаря чему корабли этого класса и приобретают характерные очертания. Обслуживающие службы и помещения располагаются под полётной палубой в больших ангарах. Самолёты/вертолёты перемещают с палубы в ангары и обратно с помощью специальных подъёмников, число которых не превышает 4 - это максимум даже для ударных авианосцев.
Под сервисными ангарами располагается машинные отделения, а также прочие служебные помещения судна. Что касается командного мостика, радарных установок, всевозможных антенн и прочих палубных надстроек, без которых обойтись невозможно, они размещаются, как правило, по правому борту авианосца на специальном возвышении, которое обычно называют "остров".
Полётные палубы
На сегодняшний день полётная палуба авианосца может быть либо плоской, либо с трамплином. Корабли с плоской палубой предназначены для размещения самолётов горизонтального взлёта. Для подъёма в воздух используются специальные катапульты. Плоскую полётную палубу имеют также авианесущие десантные корабли, рассчитанные на базирование вертолётов и самолётов вертикального взлёта.
А вот самолёты вертикального и укороченного взлёта и посадки базируются на кораблях с палубой, оснащённой трамплином. Взлётная и посадочная полосы объединены между собой. Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев флотов Великобритании, Индии, Италии, Испании, Таиланда и России.
В 20-е - 30-е годы прошлого века существовало несколько авианосцев с многоуровневой палубой. Выглядело это следующим образом: короткая взлетная палуба, расположенная в носовой части корпуса (или стартовая площадка в передней части ангара), и использующаяся в основном для посадки летная палуба поверх ангара.
Практика показала недостатки подобного строения палубы и уже к концу 30-ых годов авианосцы с такой палубой были переоборудованы.
Топливо, скорость, запас хода
Максимально возможная крейсерская скорость, которую способны развивать современные авианосцы, составляет от 29 до 32 узлов, что в переводе на привычные нам единицы измерения составляет примерно 55 - 60 км/ч.
Развитие подобных скоростей стало возможно благодаря установкам на кораблях ядерных силовых установок. Эти установки позволяют экономить водоизмещение для запасов авиационного топлива и боезапасов. Кроме того, ядерная силовая установка вырабатывает значительно больше энергии для корабельных катапульт (особенно это важно для авианосцев, оснащаемых электромагнитными катапультами).
Авианосцы представляют собой мощную ударную силу, но их эффективность значительно выше в составе ударной авианесущей группы, в состав которой входят 1 ударный авианосец, 8-10 кораблей охранения и суда обеспечения.
Первый материал об авианосцах можно найти здесь. Приятного чтения.