Первые трудности
Дети растут. Учатся ходить, осваивают новые игрушки, постепенно развиваются и растут на радость родителям. Развитие не бывает без трудностей и неудач, главное - обыграть эти ситуации таким образом, чтобы ребёнок вынес из них как можно больше пользы для себя.
Значительно проще искать в "неудачах" поучительный смысл, когда ребёнок уже, например, ходит в детский сад или в начальную школу. Первая двойка или первая размолвка с приятелем из-за машинки - тоже неудачи. И тут родители должны суметь развернуть ситуацию таким образом, чтобы ребёнок не вынес из неё только негативные эмоции, обращённые на себя.
Впрочем, самые первые трудности в жизни малышей нередко создают сами родители.
Образ неудач
Из всего вороха рекомендаций по воспитанию детей родители порой вычленяют либо неподходящие советы, либо применяют их в неподходящих ситуациях, забывая о том, что дети всё-таки мыслят совсем иначе.
Маленькие дети не знают многого об устройстве и логике этого мира и потому они раскрашивают картинки или собирают игрушку "пирамидка" так, как сами считают правильным. Большим словарным запасом они тоже не располагают: просто не выучили ещё много разных слов. И уже от родителей зависит, будут ли их дети останавливаться на "невозможно" или научатся искать разные варианты решения различных задач.
Нарисовал, например, малыш рисунок: трава - розовая, небо - жёлтое, облака - зелёные и вообще мир раскрашен совсем иначе, чем в реальности. Приносит показать маме или папе и слышит: "Ты нарисовал неправильно! Всё совсем не так". А дальше уже либо подробно объясняют, в чём ошибки юного художника, либо ведут его посмотреть в окошко и не менее подробно объясняют, что трава розовой не бывает.
При этом, опровергая существование розовой травы, родители упускают из виду, какие слова они используют. Говоря "неправильно", "неверно", "не так" родители, пусть и неосознанно формируют у ребёнка образ неудачи, негативный опыт.
Как отреагирует ребёнок - предсказать со стопроцентной уверенностью нельзя, но здесь вариантов не так уж и много: либо продолжит рисовать розовую траву, либо примет поучения взрослых и станет рисовать траву зелёной, накрепко запомнив слово "неправильно".
Один ребенок отреагирует на повторяющиеся неудачи спокойно, а другой начнет расстраиваться, переживать, нервничать.
Как обойти слово "неправильно"
Конечно, совсем без этих слов обойтись в жизни нельзя. Но всегда можно найти для ребёнка такую формулировку, которая не охладит его исследовательский или творческий порыв, а позволит указать на другие варианты развития ситуации.
Впрочем, психологи предлагают несколько вполне универсальных советов:
- Постарайтесь без особой нужды не использовать в разговоре с ребёнком слова "неправильно", "неверно", "не так", "ошибка". Особенно если ребёнок показывает вам что-то, сделанное самостоятельно. Эти слова способствуют формированию негативной самооценки. Впрочем, не только у детей.
- Если ребенок делает что-то, на ваш взгляд, неправильно, не стоит сразу его исправлять. Допустим, раскрасил траву в розовый или расположил кольца пирамидки по-своему. Похвалите его за проявленную самостоятельность мышления и необычный подход. Это гарантировано подтолкнёт его и дальше искать нестандартные решения.
Хорошим ходом будет спросить у ребёнка, почему он сделал это именно так, а не по-другому. И, наконец, покажите, какие ещё способы решений существуют. Такой подход позволит ребенку в будущем самостоятельно искать различные варианты выполнения заданных действий.
- Подбирайте игры и задания для самостоятельных и совместных занятий соответственно его возрасту и возможностям. Дети, конечно, бывают разные, но слишком сложные задачи скорее оттолкнут ребёнка, равно как и излишне упрощать не рекомендуется. Развитие ребенка должно идти постепенно.
- Все дети, как уже неоднократно утверждалось, разные. Встречаются активные, любознательные и практически всегда позитивно настроенные, но встречаются и тревожные, излишне впечатлительные дети. С такими нужно быть внимательными и всячески стараться поддерживать их начинания. Порой они нуждаются в подсказке, помощи.
Если ваш ребёнок не очень уверен в себе и своих силах, старайтесь не критиковать его сверх меры и уж тем более не высмеивать: обидные замечания в случае неудачи скорее приведут к тому, что ребёнок ещё больше замкнётся в себе, а проявляемые способности останутся неразвитыми.
Возможно, применить эти советы на практике удастся не сразу, но попробовать стоит. Ведь всем нам хочется, чтобы наши дети выросли самостоятельными, гармонично развитыми личностями.



Чем раньше мыли голову
Где живёт клыкастый олень
Как выбирают лучший рекламный ролик
Что открыл Луи Пастер
Каких рыбок можно поселить в аквариум
История легендарной Катюши
Ярко-розовое озеро в Западной Африке
Что мы знаем о бананах 
Мы во ВКонтакте
Мы в Facebook
Мы в Twitter
Этот замечательный сайт изготовлен