Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 4.8 4.8
Количество прочтений 25746
Дата добавления 2013-06-25
Знаки дорожного движения. История, разновидности, использование

Кто придумал дорожные знаки

Верстовые столбы, указатели расстояний и прочие дорожные знаки хорошо знакомы всем участникам движения, независимо от того, пешеходы мы или водители. Но вот кто все эти обозначения придумал, везде ли они одинаковы и сколько их вообще? Неужели ни разу не интересовались?

Знаки дорожного движения

И в черте города, и за городом нужно движение транспорта как-то регулировать. Не везде хорошая дорога и нет опасных поворотов или ещё каких потенциальных опасностей. Как о них сообщить водителю и пешеходу?

Можно повесить здоровущий информационный щит. А можно поставить не очень большой, но не менее информативный условный знак, который будет понятен всем, кто хоть немного знаком с правилами дорожного движения.

Согласно официальной формулировке, дорожный знак - это стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. И устанавливают их в строго определённых местах, нередко - рядом со светофорами или недалеко от них.

История и эволюция

Конечно, дорожные знаки в современном смысле этого слова появились не так уж давно: 110 лет назад в самом начале 20 века - в 1903 году. Но не будем забегать вперёд, начнём с самого начала.

Давным-давно, когда в Южной Европе ещё ходили в тогах... В общем, дело было в Древней Греции и не менее древнем Риме. Именно в античные времена впервые задумались о введении дорожных знаков и вообще правил дорожного движения.

Сегодня на любой трассе через каждый километр стоять столбики с указанием того, какой это километр. В древности расстояния измеряли в других единицах, но сути это не меняет. В Греции, например, вдоль дорог через определённые промежутки ставили специальные столбы - гермы (они получили своё название от имени бога Гермеса, который помимо всего прочего считался покровителем путешественников). Через некоторое время на этих столбах стали помещать скульптурные изображения политических деятелей и видных философов, а затем - и надписи.

Куда основательнее подошли к этому вопросу римляне. Возле одного из главных храмов города был установлен специальный мильный столб, от которого вели отсчёт все дороги империи. На самых значимых транспортных магистралях империи устанавливались особые столбы цилиндрической формы. На них размещались специальные информационные надписи, сообщающие о расстоянии от Римского форума.

Ещё дальше пошёл Юлий Цезарь. Вечный город к тому времени уже был самым настоящим мегаполисом (хоть и античным), по улицам перемещалось невероятное число людей, среди которых были и приезжие, и торговцы, и местные жители. Чтобы никто никого не задавил, потребовалось регламентировать хотя бы некоторые моменты:

  • Появились улицы с односторонним движением.
  • Проезд частных колесниц, повозок и экипажей по Риму был запрещен с восхода солнца до конца "рабочего дня", что приблизительно соответствовало двум часам до его захода.
  • Иногородние были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и могли передвигаться по улицам только пешком или в наемных паланкинах.

За соблюдением этих правил следила специально созданная служба. В её ряды набирали, главным образом, вольноотпущенных, которые прежде выполняли функции пожарных.

Верстовые столбы устанавливали не только в Греции и Риме. При царе Фёдоре Ивановиче верстовые столбы начали ставить и на дорогах государства Российского. При Петре Первом установка придорожных столбов была закреплена законодательно. Предписывалось и размещать на них надписи с указанием направлений и расстояний до того или иного населённого пункта.

С развитием автомобилестроения возникла новая проблема: как предупредить дорожно-транспортные происшествия. Понятное дело, что и во времена конных экипажей случались аварии, но лошади, всё-таки, живые существа и могут среагировать не дожидаясь действий возницы. А вот один водитель, да ещё на незнакомой дороге... В итоге на улицах Парижа были установлены три дорожных знака: "крутой спуск", "опасный поворот", "неровная дорога".

Чтобы определиться с тем, каким образом обезопасить дорожное движение в 1906 году европейские автолюбители собрались и разработали "Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей".

Документ этот содержал требования к самому автомобилю и основные правила дорожного движения. Кроме этого вводились четыре дорожных знака: "неровная дорога", "извилистая дорога", "перекресток", "пересечение с железной дорогой".

Устанавливать знаки следовало за 250 метров до опасного участка. Немного позже, после ратификации конвенции, дорожные знаки появились и в России. Причём первые российские автолюбители не утруждали себя внимательным отношением к этим знакам.

Разновидности дорожных знаков

Последним из документов, в котором прописаны все тонкости, связанные с дорожными знаками, является Венская конвенция, принятая 8 ноября 1968. Конвенция была разработана во время конференции ЮНЕСКО с 7 октября по 8 ноября 1968 в Вене и вступила в силу 6 июня 1978 года.

Согласно этой конвенции, выделяется восемь групп дорожных знаков:

  • Предупреждающие знаки.
  • Знаки преимущественного права проезда.
  • Запрещающие и ограничивающие знаки.
  • Предписывающие знаки.
  • Знаки особых предписаний.
  • Информационные знаки, знаки, обозначающие объекты и знаки сервиса.
  • Указатели направлений и информационно-указательные знаки.
  • Дополнительные таблички.

Знаки в разных странах

Несмотря на существование международного стандарта, в разных странах мира дорожные знаки довольно существенно отличаются. В ряде стран даже издают специальные руководства для приезжих водителей.

В США, к примеру, на многих знаках вместо условных обозначений используются надписи, что затрудняет их восприятие. На японских дорожных знаках, которые частично близки к международному стандарту, нередко используются иероглифы.

Некоторые знаки имеют даже свою родину. К примеру, привычный всем знак пешеходного перехода "сочинили" в СССР. На сегодняшний день в одной только России используется больше 250 дорожных знаков и система постоянно развивается и совершенствуется.

Случались и откровенно забавные моменты: на какое-то время из перечня исчез знак "неровная дорога". Вернули его в список только в 1961 году. С чем было связано его исключение из набора - не ясно. То ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.

Список рекомендуемой литературы

  • Дорожные знаки РФ (ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004 и ст. 12.16 КоАП)
  • Правила дорожного движения РФ (ГОСТ 10807-78, ГОСТ Р 51582-2000, ГОСТ 23457-86)
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Дорожный знак".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Сравнение дорожных знаков Европы".

Оцените публикацию

Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 10
Текущий рейтинг: 4.8.
Голосов: 5

Отзывы и комментарии

avatar
9 • 00:13, 2013-06-28
Так современна система и набор знаков вступили в силу только всего-то 35 лет назад? А до 1978 года, что было полный беспредел в этом плане с наличием только четырёх предупреждающих знаков или в статье пропущен солидный отрезок истории?
avatar
10 • 07:58, 2013-06-28
Полного беспредела не было, но и единой системы не существовало. Помимо четырёх предупреждающих знаков были и другие, но в разных местах они были разными, зачастую вообще не похожими друг на друга. И большая часть знаков была оформлена не условными рисунками, а надписями, которые не всегда можно было прочесть, особенно не зная языка.
avatar
8 • 23:48, 2013-06-27
Очень интересная история о дорожных знаках прочитал, даже не знал что такое большое количество знаков является, пожалуй сразу всех не запомнишь.
avatar
7 • 23:06, 2013-06-27
До сих пор еще есть некоторые несознательные водители, пытающиеся порой игнорировать дорожные знаки и ведя себя как дикари.
avatar
6 • 10:29, 2013-06-26
Дорожных знаков огромное количество. Но нужно же как то регулировать дорожное движение. Я представляю, чтобы творилось на дорогах без них.
avatar
5 • 09:22, 2013-06-26
Самое интересное, что в США знаков намного меньше, говорят, именно поэтому там водительские права можно получить раньше.
avatar
3 • 23:27, 2013-06-25
О, я даже и думать не хочу, если бы дорожные знаки не изобрели, то как, бы мы существовали в нашем мире без них.
avatar
2 • 22:55, 2013-06-25
Сама машину не вожу, интересно было узнать, сколько оказывается разновидностей дорожных знаков существует! Как же их все запомнить и держать в голове сидящим за рулем?
avatar
4 • 08:57, 2013-06-26
К счастью, это на деле проще, чем думаете, благо знаки не кучкой свалены, а строго классифицированы. Поэтому и запомнить их намного легче, чем, допустим, иностранный язык wink
avatar
1 • 22:14, 2013-06-25
Как мне казалось, то знаки были придуманы в Великобритании! А оказывается все не так, США тоже приложило руку!
avatar

Читайте также

Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2024 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф