Фрэнк Замбони
Человека, придумавшего машину для обновления ледового покрытия катков, звали Фрэнк Джозеф Замбони и именно его фамилия стала названием целой компании. Родился он в 1901 году в штате Юта в семействе итальянских эмигрантов.
Детство и юность будущий изобретатель провёл на небольшой ферме в штате Айдахо, куда переехала его семья, а в 1920 году семейство переселилось в Лос-Анджелес, где Фрэнк с братом некоторое время работали автомеханиками.
Впрочем, уже в 1922 году братья Замбони открыли собственное дело, занявшись обслуживанием местных молочных предприятий. Братья строили и устанавливали большие холодильные установки в маслобойнях, которые на удивление долго могли сохранять молоко и молочные продукты прохладными.
Их бизнес процветал до начала 1930-ых, когда начали распространяться электрические холодильники. Поразмыслив над перспективами и оценив складывающуюся ситуацию, братья решили заняться заняться разработкой оборудования для поддержания надлежащего состояния льда на катках.
Катки до Замбони
В те годы катание на коньках завоёвывало широкую популярность и катки были востребованы. Популярность спорта росла, но катков в Южной Калифорнии было немного. Так в 1939 братья Замбони построили каток "IceLand" в Парамаунт, Калифорния, размером 30 на 60 метров с искусственным ледовым покрытием, который стал одним из крупнейших в стране: одновременно на нем могли находиться до 800 катающихся.
Первоначально каток был открытым, но братья скоро поняли, что с жарким калифорнийским солнцем и сухими ветрами пустыни качество их ледяного покрытия становится намного хуже, чем настоящий природный лед, поэтому пришлось закрывать овал катка куполообразной крышей. Но вот на поддержание льда в надлежащем состоянии уходило очень много времени: лед на катке чаще всего восстанавливали выравнивающим трактором и с помощью людей, выходившими на лёд со специальными скребками.
Ледяная крошка от этих процессов затем смывалась из большого шланга. После, грязная вода удалялась вручную, большими резиновыми резиновыми швабрами. И, наконец распыляли воду, которая и давала окончательную ледяную поверхность. Вся эта процедура занимала, в среднем, по полтора часа. Это было слишком долго. Пожалуй, именно по этой причине Фрэнк Замбони задумал сделать машину для выравнивания льда.
Машина для выравнивания льда
Машину для поддержания льда в надлежащем состоянии Фрэнку Замбони удалось сконструировать не сразу. Только в 1949 году ему удалось наконец разработать машину, которая позволяла выравнивать, промывать и повторно заливать лед одному человеку всего за 10 минут. К 1953 году он получил патент на эту установку.
Одной из первых, кто оценил все преимущества новой техники, была олимпийская чемпионка Соня Хени: она заказала у Замбони несколько машин и использовала их для подготовки льда во время своего гастрольного тура. Это стало самой лучшей рекламой для машины Замбони.
Завод по изготовлению машин Замбони был открыт в Калифорнии, а уже через несколько лет был открыт второй завод - в Брантфорде, Онтарио. Настоящим признанием стали Зимние Олимпийские игры 1960 года. Тогда на олимпийских катках трудились 16 машин. После проведения игр компания Замбони стала получать заказы со всего света: из Австралии, Японии и других стран.
Принцип работы Zamboni
Почти за шесть десятков лет компания произвела и реализовала более 8000 ледозаливочных машин Zamboni. Со временем их конструкция менялась, но основной принцип работы остался неизменным.
Если не слишком вдаваться в технические подробности, то ледозаливочные машины Zamboni напоминают большой самоходный рубанок, поскольку основной рабочий инструмент у них — вращающийся нож-фреза, как и на электрических рубанках.
Поскольку изначально ледяная поверхность на катках достаточно ровная, то максимальная толщина срезаемого слоя не превышает 2-2,5 мм. Срезанный лед с помощью горизонтального шнека сгребается к центру, а затем вертикальным шнеком собирается в специальный бункер. Но это еще не все, что делает Zamboni.
Работа фрезы со стороны вообще не видна, поскольку вся она, вместе со шнеками прикрыта навешенным сзади так называемым "кондиционером" — устройством для обработки и заливки льда. Кроме фрезы и шнека, в конструкцию кондиционера входит гидропривод, насос для откачки воды, распределительная рампа для заливки льда и водяное полотенце.
Гидропривод обеспечивает работоспособность фрезы и шнеков, а также водяного насоса. Распределительная рампа, как следует из названия, распределяет воду по всей ширине обрабатываемой поверхности льда, а водяное полотенце окончательно полирует залитый свежей водой лед. Боковая щетка предназначена для очистки поверхности льда непосредственно у бортов хоккейного корта.
Общие впечатления
Как рассказывают те, кто имеет опыт работы с этими машинами, в кабине водителя не слишком просторно. Управляется машина с помощью двух педалей, рычага трансмиссии и руля. Трансмиссия здесь гидромеханическая и имеет две скорости: вперед и назад. Этого набора скоростей вполне достаточно для работы или маневров. А все остальные рычаги в кабине отвечают за работу и регулировки кондиционера и бункера для срезанного льда.
Когда смотришь на почти примитивные рычаги и штурвалы в кабине, появляется ощущение некоторой кустарности. В этом нет ничего удивительного: каждая машина Zamboni до сих пор является штучным товаром, не блистающим дизайном или ультрасовременными технологиями, но отлично выполняющим свою работу.
Машине Фрэнка Замбони уже более полувека, но ничего лучше не придумали, а значит, Zamboni не просто удачная разработка, а действительно необходимое и востребование изобретение.