Зачем регистрировать товарный знак

Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 5.0 5.0
Количество прочтений 10783
Дата добавления 2013-03-01
Что такое товарный знак и чем он отличается от торговой марки? Для чего он нужен и какая от его использования выгода? Куда обращаться для регистрации товарного знака и какие нужны документы? Пробуем разобраться и дать ответы на все эти вопросы.
Товарный знак. История, виды, нормативные документы, регистрация, использование товарного знака
Содержание статьи "Товарный знак. История, виды, нормативные документы, регистрация, использование товарного знака":
  1. Товарный знак и его история
  2. Виды товарных знаков
  3. Разработка и регистрация товарного знака
  4. Комментарии

Товарный знак и его история

Товарный знак — это особое обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или другое). Оно служит "для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей". Исключительное право на товарный знак признаётся законодательно и специально удостоверяется свидетельством на товарный знак.

Право на товарные знаки - одна из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, которые относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 Гражданского Кодекса РФ).

История товарных знаков насчитывает, по меньшей мере, три тысячи лет. Существуют находки, подтверждающие это. Упомянутые 3000 лет назад индийские ремесленники, ведшие активную торговлю с Ираном, ставили свои подписи на своих изделиях перед их отправкой, как сказали бы сегодня, на экспорт.

Со времён Римского Империи до нас дошло около тысячи различных римских гончарных клейм, бывших в употреблении у мастеров. А одно из самых известных - фабричное клеймо FORTIS - было настолько знаменитым, что его даже копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков продолжала расширяться и в условиях торговли средних веков.

Сегодня товарные знаки используются главным образом для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Кроме этого, товарный знак - это средство конкурентной борьбы в условиях рынка и своего рода гарантия относительной защищённости владельца товарного знака от мошенников и подделок.

Можно ли говорить "Торговая марка"? Как бы нам не хотелось сделать такой дословный перевод английского "Trade mark", это будет совершенно некорректно. С английского "trade mark", используется как синоним понятия "товарный знак". Хотя этот термин активно используется на бытовом уровне, в российской правовой системе верны только понятия "товарный знак" и "знак обслуживания".

Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак зарегистрирован. В качестве знаков предупредительной маркировки в мировой практике получили распространение значок "®", буквенные сочетания "™" (сокращение от trademark), "℠" (сокращение от service mark), а также слова "Trademark", "Registered Trademark", "зарегистрированный знак", "Marque deposee", "Marca registrada".

Маркировка "®" (Registered) согласно мировой практике может быть использована только владельцами официально зарегистрированных товарных знаков. Символ ставится непосредственно справа вверху от изображения товарного знака. Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака.

Виды товарных знаков

Товарные знаки могут быть:

  • Словесные. Такие знаки представляют собой только шрифтовую композицию, которая в теории дизайна называется логограммой. Словесные знаки составляют львиную долю - 80% - от всех существующих сегодня товарных знаков. Например, Kodak, Xerox,
  • Изобразительные. Таких товарных знаков не много: до 5% от общего числа существующих ТЗ. Чаще всего используется в индивидуальной профессиональной деятельности. Представляет собой абстрактные (знак индекс) или конкретные (иконические знаки) изображения. Например, товарный знак Lacoste - маленький крокодил,
  • Комбинированные. Такие товарные знаки сочетают в себе и логограмму, и изображение. В качестве примера можно назвать товарный знак Apple, Nike, Puma. Именно комбинированные знаки в теории дизайна называют логотипом и "разобрать" такие товарные знаки на части нельзя, они используются в том виде, в каком созданы изначально,
  • Звуковые. Помните стандартный звонок Nokia? Вот вам "наглядный" пример звукового товарного знака - узнаваемый повсюду и при этом отличающийся индивидуальностью, которую не оспорить,
  • Трехмерные товарные знаки. Как правило это либо упаковка товара, либо сам товар. К примеру, любимый многими детьми Kinder Surprise.

Разработка и регистрация товарного знака

Если вы решили регистрировать свой товарный знак, будет нелишним ознакомиться со следующей информацией. Разработка и последующая регистрация товарного знака проходит в несколько этапов, ни через один из которых "перепрыгнуть" не получится.

  1. Постановка цели позиционирования товара на рынке. Другими словами, продумайте название. Причём так, чтобы оно не нарушало прав других производителей, не было созвучно с уже существующими (в случае судебного разбирательства доказать, что вы имели в виду совсем другое будет сложно) и чтобы при выходе на международный рынок ваш товарный знак не должен быть исковеркан переводчиком или вызывать негативные ассоциации, а также не должен привлекать юридических конфликтов от владельцев других торговых марок.
  2. Определение основных элементов знака как символов отрасли или фирмы. Нужно помнить, что цвет, форма и прочие параметры сильно влияют на восприятие. Поэтому подбирать цветовую гамму логотипа, этикетки и прочей символики компании и товарного знака в том числе нужно чрезвычайно аккуратно и очень внимательно. Во избежание, как говорится.
  3. Выбор из ряда выполненных серий эскизов обозначения двух-трех вариантов для проведения фокус-группы. Выбирайте из нескольких вариантов. Чем больше их будет - тем больше шансов подобрать действительно отличающийся от других. При этом помните: на данный момент уже зарегистрировано огромное количество товарных знаков. Так что, как только подберёте подходящий вам ТЗ, немедленно переходите к следующему шагу.
  4. Постановка задачи для поиска выбранных в результате работы фокус-группы обозначений по фонду зарегистрированных в России товарных знаков и проведение поиска в БД Роспатента с выявлением сходных обозначений. То есть вам придётся проверить, а не зарегистрировал ли кто товарный знак, похожий на ваш.
  5. Сравнение выбранных эскизов с отобранной в результате поиска информацией. При необходимости — корректировка обозначения с целью избежать сходства с зарегистрированным обозначением. Оказалось, что вы не одиноки в выборе ТЗ. Не отчаивайтесь - если есть возможность, нужно что-нибудь в вашем товарном знаке изменить и тогда его точно примут для регистрации.
  6. Утверждение выбранного обозначения. Товарный знак одобрен всеми структурами, переходим к следующему этапу.
  7. Работы по комплектованию заявки на товарный знак. Здесь можно и дальше проделывать всё самостоятельно или обратиться к специалистам. Впрочем, к ним обращаются и на более ранних этапах.
  8. Подача обозначения на регистрацию в качестве товарного знака.
  9. Делопроизводство по заявке на товарный знак.
  10. Получение охранного документа (свидетельства) на товарный знак.
  11. Юридическое сопровождение свидетельства на товарный знак. Этот шаг и предыдущий обеспечивают вам и вашему товарному знаку право на судебное разбирательство при незаконном использовании вашего ТЗ и вообще на защиту ваших прав, связанных с использованием товарного знака.
  12. Постановка зарегистрированного товарного знака на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива предприятия. Как ни странно, товарный знак в этом случае становится не менее важным активом вашего предприятия. Его можно будет продать, заложить и так далее.

Свидетельство на товарный знак выдается в Российской Федерации сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть продлено ещё на 10 лет по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено. Продлять свидетельство можно неограниченное число раз.

Чтобы товарный знак приобрел известность и признание, требуются значительные капиталовложения и значительный период времени. Поэтому в интересах каждого, кто стремится использовать товарный знак, быть уверенным, что ему предоставляется охрана как ценному объекту интеллектуальной собственности.

Оцените эту публикацию
Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 10
Текущий рейтинг: 5.0. Голосов: 4

Отзывы и комментарии к статье

avatar
9 • 23:38, 2013-07-08
Действительно, интересно. А мне казалось, само понятие где-то в последние сто лет появилось. Вот с чем на все сто я согласен, так это с тем, что многие производители вкладывают кучу денег в ту же раскрутку бренда, рекламу и т. д., а обеспечить при этом соответствующее качество продукции уже средств не хватает.
avatar
10 • 00:11, 2013-07-09
Откуда такой пессимизм?:) Складывается впечатление, что говоря: "Многие", Вы подразумеваете сразу всех. Ну, согласитесь, ведь реклама не оправдает вложенных в неё средств, если качество продукта будет низким. Это невыгодно. А раз в товарный знак вкладываются деньги, то не на ветер же они идут?
avatar
8 • 11:10, 2013-05-14
Я работаю в торговле и часто вижу, как многие товарные знаки не удерживаются на рынке. По моему мнению их вытесняют качеством и рекламой другие бренды. Жаль, что люди влаживают такие деньги в свой бизнес не придерживаются главного: цена соответствует качеству, или не налаживают производство и своевременную поставку.
avatar
7 • 12:22, 2013-04-26
К сожалению, регистрация товарного знака, хоть и очень заманчивое, но хлопотное и затратное дело, которое далеко не каждому желающему по карману.
avatar
6 • 12:05, 2013-03-12
Николай, так важно и то, и другое - делать такую продукцию, которую хотели бы покупать, и при этом обеспечивать ее надежное отличие с помощью знака от ей подобной.
avatar
5 • 10:27, 2013-03-06
Иметь хороший товарный знак - это очень хорошо, но еще лучше иметь хороший товар, на который будет ставиться ваш товарный знак.
avatar
4 • 10:40, 2013-03-04
По товарному знакому можно определить даже качество продукции. Товарный знак защищает свою продукцию от плагиата.
avatar
3 • 10:36, 2013-03-04
Некоторые знаки, мне кажется вовсе не запоминающиеся, не понятно, кто их создавал!Мне кажется, что в логотипе должен обязательно присутствовать имя фирмы, так лучше происходит запоминание!
avatar
2 • 13:46, 2013-03-02
Какая полная и толковая статья! Прямо все по полочкам разложили. Может служить хорошим конспектом при ответе на соответствующий вопрос билета в маркетинге.
avatar
1 • 09:51, 2013-03-02
Хорошая познавательная статья. Много не знала, например, что товарные знаки бывают еще и звуковыми. У меня теперь в голове начинают всплывать разные мелодии. МакДональдс, например smile
avatar
Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2018 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф