Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 4.4 4.4
Количество прочтений 9759
Дата добавления 2013-06-17
Диего Веласкес. Детство и юность, учеба, карьера при дворе, картины

Диего Веласкес - придворный живописец

Стать придворным художником в какой-нибудь европейской стране - уже немалая честь. Быть придворным живописцем испанского монарха - прямо-таки несказанное везение. Завоевать признание как именитых заказчиков, так и многих поколений потомков - невероятный талант. Наверное, можно сказать, что Диего Веласкесу просто повезло. Но без таланта таких вершин не достичь никогда.

Детство и юность

Будущий живописец появился на свет 6 июня 1599 года в испанской Севилье, куда его родители переехали за несколько лет до рождения старшего сына. Кроме Диего у Хуана Родригеса де Сильвы и Иеронимы Веласкес было ещё семеро детей, причём один из братьев - Хуан - также выбрал карьеру художника.

В Андалусии в ту эпоху была традиция старшим детям брать фамилию матери. И Диего, и Хуан последовали этой традиции и стали использовать для подписи своих полотен фамилию "Веласкес".

Сведений о детских годах Веласкеса не так уж и много. Достоверно известно только то, что его склонность к живописи проявилась достаточно рано и его практически сразу отдали на учёбу к одному из севильских мастеров, входивших в гильдию живописцев.

Обучение мастерству

В 1610 году, когда Диего Веласкесу исполнилось 10 лет, началось его ученичество в мастерской довольно известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Увы, отношения с наставником не заладились: Эррера Старший отличался скверным характером, а маленький Диего не пожелал с этим мириться, проявив замечательную стойкость.

В итоге обучение в мастерской Эрреры закончилось меньше чем через год. А уже в октябре 1611 года родители Веласкеса отдали его на обучение в школу живописи к Франсиско Пачеко. На новом месте конфликтов не возникало и именно в этой школе Диего Веласкес прозанимался шесть лет и получил первую техническую подготовку и эстетические навыки в сфере живописи. 14 марта 1617 года Веласкес успешно выдержал выпускные испытания и был принят в гильдию севильских живописцев, заручившись поручительством Пачеко.

Сюжеты ранних картин Веласкеса - бытовые зарисовки из жизни простых севильцев. Самые известные из этих полотен - "Пряхи", "Завтрак" и "Воднос" (или "Водонос из Севильи"). Также Веласкес написал и некоторое число натюрмортов. Всего за годы жизни в Севилье художником было написано 20 работ, из которых сохранилось только девять. Надо отметить, что Веласкесу начали подражать многие современники, писали копии с его картин и даже пытались делать имитации.

Карьера при испанском дворе

В 1622 году Веласкес отправился в Мадрид. Главным предлогом поездки стало желание посмотреть коллекцию живописи, собранную испанскими монархами в Эскориале. Кроме этого, Веласкес рассчитывал быть представленным ко двору, так как пользовался поддержкой весьма влиятельного в то время графа Оливареса.

Несмотря на то, что предстать перед монархом не удалось, Веласкес получил возможность посетить галерею Эскориала и был очень вдохновлён полотнами итальянских мастеров: Тициана, Веронезе и других. Эта поездка в значительной мере повлияла на формирование индивидуального стиля Веласкеса.

Вернулся художник в Севилью несколько расстроенным, но буквально через два месяца из Мадрида пришло извести об открывшейся вакансии придворного живописца. Не раздумывая, художник отправился в столицу. Там он какое-то время прожил в доме поэта Луиса де Гонгоры, весьма близкого ко двору человека, и написал его портрет. Эта работа стала ещё одним подтверждением несомненного таланта Веласкеса.

Одним из тех, кто немедленно заказал Веласкесу свой портрет стал испанский король Филипп IV. Оценив по достоинству таланты живописца, монарх приказал ему перебраться на постоянное жительство в столицу. С конца 1623 года Диего Веласкес получил должность придворного художника и переселился в Мадрид.

Столь головокружительная карьера не могла не вызвать зависть и недовольство потенциальных претендентов на эту должность. Несколько художников даже решили устроить конкурсное испытание, чтобы выявить лучшего. Это состязание состоялось в 1627 году, победитель получал право создать полотно в Большом зале Мадридского дворца на тему изгнания мавров из Испании. Победителем был, конечно же, признан Диего Веласкес.

Через некоторое время после начала службы в Мадриде художник получил право писать портреты членов королевской семьи. Помимо этого, в его обязанности входило написание картин для украшения интерьеров дворца, что давало ему определённую свободу в выборе тем. Мог принимать и частные заказы, но исключительно от высокопоставленных персон. Впрочем, подобная ограниченность не мешала талантливому художнику реализовать себя.

Путешествия

Уже будучи знаменитым и успешным, Диего Веласкес отправляется путешествовать. Он дважды посещает Италию:

  • в 1629 году его маршрут пролегал через Геную, Милан, и Венецию. Конечным пунктом стал Рим.
  • в конце 1648 года Веласкес совершил второе путешествие в Италию, в ходе которого также посетил Рим и написал одно из самых известных своих полотен - портрет папы Иннокентия Х. Принимали живописца в Италии очень хорошо и даже приняли в Римскую академию.

Полотна Веласкеса

Все картины, созданные художником за весьма долгую по тем временам жизнь (он прожил 61 год), можно разделить на две группы. Первая - полотна на исторические, религиозные и мифологические сюжеты. Практически все эти картины выставлены в мадридском музее Прадо. Вторая группа - портреты, они выставлены в разных музеях по всему миру.

Самыми известными его полотнами являются:

  • "Трое мужчина за столом"
  • "Водонос"
  • "Сдача Бреды"
  • "Портрет графа-герцога Оливареса"
  • "Вышивальщица"
  • "Портрет папы Иннокентия Х"
  • "Менины"

В собрании Санкт-петербургского Эрмитажа есть несколько полотен Веласкеса: "Трое мужчин за столом", "Завтрак", "Портрет графа Оливареса", "Мальчик с собакой".

К сожалению, многие полотна не сохранились до наших дней: Эскориал, в котором хранилась большая часть работ Веласкеса, несколько раз горел и картины погибли при пожаре.

Список рекомендуемой литературы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Каптерева Т.П. Веласкес и испанский портрет 17 века.
  • Кеменов В.С. Картины Веласкеса.
  • Веласкес. Русский сайт о художнике

Оцените публикацию

Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 10
Текущий рейтинг: 4.4.
Голосов: 7

Отзывы и комментарии

avatar
9 • 09:58, 2013-06-28
Художник замечательный, а вот что из обычной семьи,так вот большинство талантов и есть выходцами из народа, талант за деньги не купишь.
avatar
8 • 00:04, 2013-06-20
Испанская драгоценность, пополнившая богатую сокровищницу Ренессанса и ставшая одним из символов эпохи. Браво!
avatar
7 • 21:10, 2013-06-19
Веласкес был по настоящему крутым художником, а самое главное, что мне в нем нравится, это его наплевательское отношение к политической номенклатуре его времени.
avatar
6 • 22:57, 2013-06-18
Когда не было этих мощных цифровых камер снимающих все "вживую", люди стремились изобразить мир - и лучшие из них были гении. А сейчас - рисуют всякую абстрактную чушь - и называют это искусством и платят за эту чушь миллионы - грустно, господа.
avatar
5 • 13:30, 2013-06-18
Вот ещё одна история о том, как человек из обычной семьи, обладая талантом (а может быть, просто склонностью и счастливой удачливостью), не только сделал карьеру художника, но и пожил в королевском дворце, а также пообщался со знатными людьми. Да и к тому же, был знаменит не только в свое время, но также остается великим и поныне. Жаль, что многие его картины не сохранились.
avatar
4 • 12:58, 2013-06-18
Да, и таланту нужна проворность в светских делах, чтобы занять достойное место. Все как и сейчас. Человечество мало меняется.
avatar
3 • 16:06, 2013-06-17
Редко когда придворный живописец оказывается одновременно и талантом. Кстати, заметьте, что Диего работал в достаточно реалистичном ключе и не приукрашивал портреты тех, кого рисовал.
avatar
2 • 15:58, 2013-06-17
Как-то вовсе не известный мне до этого художник, хотя картины красивые. Так, что он не хуже от Рафаэля(считаю одним из лучших художников)!
avatar
1 • 15:39, 2013-06-17
Столько творческих личностей создавали шедевры в те времена. И не было таких красок, которыми пользуются в наше время. А цены какие на такую живопись.
avatar

Читайте также

Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2024 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф