Идея создания
Сама идея самодвижущейся повозки для 19 века была не нова. Первым, кто высказывал идеи о создании такого транспорта был Леонардо да Винчи. До наших дней сохранились его чертежи. В конструкции "автомобиля Леонардо" использован пружинный привод.
В эпоху Возрождения аналогичные повозки использовались во время проведения праздников и парадов. В 2004 году группа экспертов, работающих в Музее науки Флоренции, сконструировала автомобиль по чертежам да Винчи, наглядно подтвердив правильность и жизнеспособность его идей.
Активное развитие автомобилестроения, если так можно сказать, началось с изобретением паровой машины. Одним из первых автомобилей на паровом ходу был сконструирован Фердинандом Вербистом для развлечения китайского императора в 1672 году. Получился автомобиль совсем небольшим и возить на нём никого было нельзя. Зато есть основания считать этот агрегат первым работающим паровым транспортом.
Паровой транспорт 18 века
Последние несколько десятилетий 18 века были необычайно плодотворными с точки зрения развития парового транспорта. Так в 1770 и 1771 году французский изобретатель Николя-Жозеф Кюньо демонстрировал свой экспериментальный тягач артиллерийских орудий с паровым приводом. Машина была настолько громоздкой и неповоротливой, что дальнейшего развития идея не получила.
Инновационным центром того времени в этой области стала Великобритания. К 1784 году в Редруте Уильям Мэрдок построил работающую модель паровой кареты, а в 1801 году Ричард Тревитик ездил на полноразмерной машине по дорогам Камборна.
В России дела обстояли иначе. Русский механик Ползунов И.И. в 1765 году первым построил паровую автоматическую машину, а в 1769 на её основе была сконструирована повозка. В 1780-х годах замечательный изобретатель Иван Кулибин начал работу над каретой с паровым двигателем и педалями.
Карета была закончена в 1791 году. В конструкции своего транспортного средства Кулибин использовал маховик, тормоз, коробку передач и подшипник, из которых состоит любой современный автомобиль. Автомобиль Кулибина был трёхколёсным. Увы, перспективность изобретения Кулибина не оценили и эта разработка не получила дальнейшего развития.
В США Оливер Эванс получил в 1789 году первый в стране патент на автомобиль. Сконструированный им автомобиль мог передвигаться не только по земле на колёсах, но и с помощью лопастей по воде и был первой в истории машиной-амфибией.
Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания
На первых порах с двигателями внутреннего сгорания были немалые сложности: подходящего топлива не было и приходилось использовать газовые смеси. Пионерами в этой сфере были швейцарский инженер Франсуа Исаак де Ривас и англичанин Самуэль Браун. Швейцарец в 1806 году собрал двигатель, работающий на водородо-кислородной смеси, а Браун в 1826 году экспериментировавшим с собственным двигателем на водородном топливе в качестве.
Что же до автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, то заслугу его создания можно приписать сразу нескольким весьма достойным людям. Первым был австрийский изобретатель Зигфрид Маркус, поставивший бензиновый движок на самую обычную тележку, а в 1883 году он получил патент на низковольтную систему зажигания типа магнето.
Карл Бенц построил свой первый автомобиль в 1885 в Мангейме. Бенц получил патент на свой автомобиль 29 января 1886 и начал выпускать автомобили в 1888 году после того, как его жена Берта Бенц совершила в августе 1888 первую междугороднюю поездку от Мангейма до Пфорсгейма и обратно, доказав, что безлошадные экипажи вполне подходят для повседневного использования.
Через каких-то три года, в 1889 году в Штутгарте Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах сконструировали совершенно новое средство передвижения, которое изначально задумывалось как автомобиль, а не конная повозка, оснащенная двигателем.
Производство автомобилей
Первым производителем автомобилей стал Карл Бенц в 1888 году. По его лицензии автомобильное производство было открыто и во Франции Эмилем Роже. С 1893 года автомобилестроение начинает активно развиваться в Соединённых Штатах.
Первой американской компанией-производителем автомобилей стала Duryea Motor Wagon Company, основанная братьями Дюреа. Впрочем, лидером в этой сфере был Рэнсом Эли Олдс с его компанией Olds Motor Vehicle Company (позже известная как Oldsmobile). Его крупномасштабная сборочная линия была запущена в 1902 году.
В этом же году Кадиллак (сформированый из Henry Ford Company), Винтон и Форд начинают массовый выпуск автомобилей буквально тысячами. К 1900 уже можно было говорить о национальной автомобильной промышленности во многих странах.
Паровые, электрические и бензиновые автомобили конкурировали между собой несколько десятилетий, пока в 1910-ых годах бензиновые двигатели внутреннего сгорания не стали доминирующими. В отсутствии каких-либо четких стандартов в отношении архитектуры автомобиля, типа кузова, материалов и управления изобретения появлялись очень быстро и неорганизованно.
Однако в этот период автомобили воспринимались больше как модную новинку, нежели как по-настоящему полезное устройство. Поломки были очень часты, топливо было нелегко достать, пригодных для передвижения на автомобилях дорог было мало, а быстрое развитие отрасли означало, что годовалый автомобиль практически ничего не стоил. Впрочем, всё менялось очень быстро и к началу двадцатых годов 20 века автомобили медленно, но верно становятся явлением широко распространённым.