Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 4.8 4.8
Количество прочтений 10768
Дата добавления 2012-10-22
Крылатые ракеты. История создания

Когда появились противокорабельные крылатые ракеты

Гонка вооружений началась не вчера и, судя по всему, длится до сих пор. То и дело нам сообщают о новых танках и ракетных комплексах, поступивших на вооружение. Рассказываем, как всё начиналось...

Первые шаги

История разработки, создания и дальнейшего полномасштабного развития техники российских крылатых ракет на прямую связана с работами и разработками ряда советских ученых. Сама идея возможности использования подъёмной силы крыла для полётов ракет в нижних атмосферных слоях была высказана и обоснована К. Циолковским, Ф. Цандером и Ю. Кондратюком в начале 30-х годов прошлого века. Они сумели подчеркнуть и получить подтверждение ряда преимуществ авиационного принципа движения перед ракетодинамическим, а кроме этого ими была выдвинута идея использования крылатых ракет для срочной доставки грузов на большие расстояния. Таким образом, была сформулирована проблема, поиск оптимальных решений которой привел инженеров-конструкторов Б. Стечкина и В. Ветчинкина к разработке теории воздушно-реактивных двигателей (ВРД) и основных положений динамики полета крылатых ракет.

Была создана группа изучения реактивного движения и в 1933 году СССР начал первые в истории работы по созданию управляемых крылатых ракет с жидкостным двигателем, которые были продолжены в Реактивном научно-исследовательском институте. В разработку ракет этого типа внесли значительный вклад С. Королев, В. Глушко, Б. Раушенбах, Е. Щетинков, С. Пивоваров, М. Дрязгов и ряд других советских специалистов.

Вторая Мировая война

Работы в этой области не были приостановлены даже в годы Второй Мировой войны. В это время были разработаны первые образцы управляемых крылатых ракет. Они отличались от существовавших на тот момент традиционных боевых средств способностью доставить большой заряд взрывчатого вещества на дальнее расстояния за счет использования объединённых тяги реактивного двигателя и подъемной силы крыла.

В этот же период В. Челомей разработал и успешно испытал пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (см. рисунок), который позднее стал применяться на крылатых ракетах. Первой такой ракетой стала ракета 10Х, предназначенная для вооружения самолета Пе-8. Испытания 10Х начались в марте 1945 г. В период с 1944 по 1954 гг. в Советском Союзе было разработано и сконструировано несколько типов крылатых ракет с пульсирующим ВРД. В это же время В. Челомей, продолжавший работу в данной области, обосновал идею раскрытия крыла ракеты в воздухе. Это техническое решение, получившее всемирное признание, позволило разместить крылатые ракеты на кораблях, "упаковав" их в компактные контейнеры. Одновременно с советскими инженерами разработкой крылатых ракет, в том числе управляемых, занимались и немецкие конструкторы.

Одновременно с разработкой крылатых ракет, в первую очередь ракеты V-1 для нанесения ударов по наземным целям активно велась работа над созданием авиационных ракет для стрельбы по надводным кораблям. В частности, немецкой фирмой "Henschel" было разработано целое семейство крылатых ракет для атаки конвойных судов с воздуха. Их пуск по надводным целям мог быть осуществлён бомбардировщиками без захода в зону противовоздушной обороны конвойных судов, что значительно повышало неуязвимость атакующих самолетов.

Для повышения вероятности поражения надводных кораблей в крылатых ракетах серии Hs вместе с автопилотом начали устанавливать системы телеуправления разных типов, но существенно повысить точность не получилось. Всё ещё недостаточная скорость и довольно низкая маневренность ракет не способствовали обеспечению высокой эффективности стрельбы по быстродвижущимся целям и, кроме того, делали их легкоуязвимыми для попадания снарядов корабельных зенитных средств ПВО или истребительной авиации. Всё это в сочетании с недостаточной точностью наведения давало военным специалистам все основания считать дальнейшую работу над разработкой и усовершенствованием крылатых ракет малоперспективной.

Практически на исходе Второй Мировой в военно-воздушных силах Германии отказались от размещения крылатых ракет типа Нs-293 на надводных корабля, а использовали их время от времени исключительно для поражения неподвижных наземных целей, в основном - переправ. Работы по созданию новых технических проектов в послевоенные годы были заморожены и не возобновлялись около двух десятков лет.

Эволюция противокорабельных крылатых ракет

Конструкторская мысль активно развивала имеющиеся идеи: ряд научно-технических достижений в области двигателестроения и химии топлив дал возможность на порядок улучшить параметры двигателей крылатых ракет, а своего рода прорыв в области радиоэлектроники позволил качественно улучшить их системы наведения и значительно повысить точность. Выделяют три основных этапа в развитии противокорабельных крылатых ракет:

  1. До 1970 года. Дальность стрельбы такими ракетами не превышала расстояние в 20 км. Использовалась система телеуправления по радиокомандам, включая радиовысотомер для стабилизации полета на предельно малой высоте над поверхностью моря (3-5 м). В некоторых моделях система управления была оснащена инфракрасной головкой самонаведения ГСН для достижения максимально точного наведения на конечном участке траектории. Боевая часть была фугасной или кумулятивно-фугасной с подрывом у борта корабля, массой 100-140 кг. Скорость полета крылатых ракет этого поколения была дозвуковой. Стартовая и маршевая двигательные установки оснащались твердотопливным ракетным двигателем.
  2. С 1970 по 1978 гг. Предельная дальность стрельбы увеличена до 100 км, при максимальной дальности обнаружения корабельными радиолокационными станциями в пределах 80-90 км. Система управления использовалась инерциальная автоматическая с радиовысотомером и самонаведением на конечном участке траектории с помощью инфракрасной или радиолокационной головки. Боевая часть, как правило, использовалась фугасная или проникающая полубронебойная, массой 200-300 кг. В районе цели противокорабельные крылатые ракеты этого поколения делали противозенитный маневр: горка (набор высоты) с последующим пикированием на палубу цели. В качестве стартовой двигательной установки всегда использовался твердотопливный двигатель, на маршевую устанавливали либо твердотопливный двигатель, либо турбокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель. Скорость полета ракет второго поколения уже околозвуковая.
  3. С 1978 по сегодняшний день. Дальность стрельбы составляет от 300 км и более. Система управления используется инерциальная автоматическая с радиовысотомером и самонаведением на конечном участке траектории с помощью активной или пассивной инфракрасной или радиолокационной головки. Боевая часть аналогична ракетам второго поколения. На стартовой двигательной установке - твердотопливный двигатель, на маршевой устанавливается прямоточный воздушно-реактивный двигатель.

От чертежей к боевому применению

Первым крупным прецедентом боевого применения крылатых ракет, в том числе и противокорабельных, был арабо-израильский конфликт 1967 года. Была отмечена значительно возросшая защищенность ракет от средств противодействия и большая их эффективность с точки зрения точности попадания. По итогам последующих локальных конфликтов, а частности, индо-пакистанского, арабо-израильского 1973 года, а также англо-аргентинской кампании 1982 г., крылатые ракеты зарекомендовали себя как основное ударное оружие военно-морского флота.

Сегодня вооруженные крылатыми ракетами, в том числе противокорабельными, самолеты, надводные корабли и подводные лодки могут решать самые разнообразные боевые задачи и представляют потенциальную опасность для надводных кораблей любого типа. Практически все наиболее развитые страны приняли крылатые ракеты различной спецификации на вооружение и ведут работы по дальнейшему совершенствованию противокорабельных крылатых ракет.

Но, несмотря на всё это, хочется, чтобы человечество всё же прекратило бессмысленное наращивание военных потенциалов и обратило свою активность в мирное русло.

Оцените публикацию

Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 0
Текущий рейтинг: 4.8.
Голосов: 6

Отзывы и комментарии

avatar

Читайте также

Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2024 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф