Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 4.5 4.5
Количество прочтений 10699
Дата добавления 2012-12-06
Т-34. История танка Великой Победы

Как появился танк Т-34

История военной техники знает немало эпохальных конструкторских решений, без которых были бы проиграны сражения и даже войны. Одним из таких решений стало создание и серийный выпуск лучшего танка Великой Отечественной войны.

Идеи Уолтера Кристи

Накануне войны, грянувшей в июне 1941 года, основу бронетанкового парка Красной армии составляли легкие танки Т-26 и целое семейство быстроходных танков - БТ. Машины эти не были порождены отечественной конструкторской мыслью и дело тут вовсе в их конструктивных недостатках. Причина проста: Т-26 представлял собой доработанную британскую машину Vickers 6 ton ("Викерс шеститонный"), а все машины семейства БТ были "потомками" американского танка Кристи.

Танк Кристи, разработчиком которого был американский конструктор Уолтер Кристи, представлял собой колесно-гусеничную машину, концептуально отличающуюся от уже существовавших на тот момент танков. Главной проблемой была не только низкая скорость - не более 10 км/ч, но и недолговечность гусениц - не более 100 км.

У.Кристи предложил решение простое и потому едва ли не гениальное: увеличить диаметр опорных катков до размера автомобильных колёс, установить привод на задние катки, а два передних катка сделать управляемыми. Это позволяло танку со снятыми гусеницами "превратиться" в нормальную колёсную машину с колёсной формулой 2×8. Попутно снималась проблема с поднятием-опусканием движителей: экипаж машины просто снимал гусеницы и закреплял их на надгусеничных полках. В танке Кристи, как и в советских машинах БТ, все остальные качества приносились в жертву одному - скорости. БТ, по исходной задумке конструкторов, должны были врываться в пробитую во вражеской обороне брешь, затем совершать рейд по довольно глубоким тылам противника, уничтожая тыловую инфраструктуру, склады и аэродромы, перерезая железнодорожные ветки.

От войны до войны

С началом военных действий стало очевидно, что вести войну силами одной только бронетехники невозможно: без сопровождения пехоты такое наступление обречено на провал, а пехота по определению на сможет развить высокий темп наступления. В итоге основной задачей танков стала огневая поддержка пехоты, уничтожение укреплений противника и его бронетехники. Параметр скорости уже не являлся качеством, а вот броневая защита стала важна, так как должна была выдерживать не только попадания пуль и осколков. Всё это легло в основу концепции среднего танка, в котором все вышеперечисленные показатели были бы сбалансированы.

Советская бронетехника, созданная на базе БТ Кристи, принимала участие в ряде военных конфликтов, в частности, воевала в Испании в 1936-1939 годах. Именно эта кампания выявила ряд принципиальных недостатков машины, с которыми нужно было что-то делать.

К началу военных действий 1941 года на вооружении СССР стоял средний танк Т-28: высокая и потому хорошо заметная на поле боя трёхбашенная машина, не отличавшаяся высокой манёвренностью и хорошей бронёй, зато в меру быстроходная. Буквально в первые же месяцы стало очевидным: танк не соответствует требованиям и армия нуждается в его адекватной замене.

Творение Михаила Кошкина

Созданием лучшего танка Великой Отечественной мы обязаны Михаилу Ильичу Кошкину, конструктору Харьковского паровозостроительного завода, с декабря 1936 года возглавившего Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2». Руководство было передано Кошкину в довольно сложной ситуации: его предшественник был арестован за "вредительство" и в КБ велись следственные мероприятия. Всё это однако не помешало конструктору заняться разработкой нового танка, столь необходимого вооружённым силам.

Первые проекты были предложены уже в 1930-ых годах, но по ряду причин не удовлетворяли требованиям и были отклонены руководством. Конструктора это не остановило и в 1938 году В марте 1938 года был утверждён проект танка под литерой "А". К этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка.

28 апреля 1938 года в Москве состоялось совещание Народного Комиссариата обороны (НКО), на котором Кошкину удалось добиться разрешения на изготовление и испытания двух новых танков — колёсно-гусеничного (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. Испытания были проведены в Харькове летом 1939 года. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла.

Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Начало серийного производства Т-34 явилось завершающим этапом трёхлетней работы советских танкостроителей по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объем выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза)[11], а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)

Опытные образцы нового Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Испытания полностью подтвердили их высокие технические и боевые качества, а в начале марта 1940 года Михаил Кошкин решает отправиться из Харькова в Москву «своим ходом» - на танках, чтобы ещё раз проверить и подтвердить ходовые и маневренные характеристики.

В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Начало серийного производства Т-34 стало завершающим этапом трёхлетней работы советских конструкторов по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объем выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. За всё время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза, а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)

Созданный под руководство Михаила Кошкина танк стал лучшей броневой машиной своего времени. Гейнц Гудериан, командующий танковыми частями немецкой армии, писал: "Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях. Например, наш танк Т-IV со своей короткоствольной 75-мм пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 только с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство".

Оцените публикацию

Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 8
Текущий рейтинг: 4.5.
Голосов: 11

Отзывы и комментарии

avatar
8 • 15:17, 2019-03-17
Кв-1 лучше
avatar
7 • 12:51, 2013-07-16
Читаешь и гордишься. Создали танк, который стал символом нашей страны и победы. Конечно, он был не идеален, но помог добыть победу и спас многим людям жизнь. По оружию и броне он немного уступал немецким танкам, но по маневренности и скорости он их превосходил.
avatar
6 • 12:46, 2013-06-28
Главной причиной успеха танка Т-34 была его фантастическая надежность и ремонто пригодность.В воспоминаниях армейских механиков нередки эпизоды,когда машину ремонтировали буквально на коленке.К примеру, меняли двигатель при помощи набора ключей,кувалды и двух вырубленных в лесу бревен.За каждым немецким танковым взводом (4 машины)была закреплена "техничка".Нащи танкисты чаще всего справлялись с поломками своими силами,и только в крайнем случае отправляли машину в тыл.С таким танком невозможно было проиграть войну!
avatar
5 • 22:13, 2013-06-22
Танк в военные годы постоянно подвергалась модернизации, и последняя модификация с 85-мм пушкой представляла достойного противника немецким «Тиграм».
avatar
4 • 13:11, 2013-04-24
Вот именно, об этом знаменитом танке ходит много легенд. Но насколько они правдивы? Я сам инженер-конструктор и знаю, что качество на заводах нашей страны, стояло и стоит далеко не на первом месте. Главное, чтобы было быстро, пусть даже как-попало, но план нужно выполнить, а там, в процессе эксплуатации, будет, как будет. Поэтому, я считаю, что ключевые строки этой статьи - это строки о снижении трудоемкости и стоимости танка. Вот почему он легендарный: он превзошел количеством танки соперника.А восхищаться нужно не конструкторской мыслью, а людьми, работавших в ужасных условиях на заводах, и выполняющих план, ради Великой победы!
avatar
3 • 22:35, 2013-02-09
Небольшой отрыв по ТТХ танка А-20 по сравнению с БТ-7М явился причиной создания в КБ-24 «инициативного» танка, названного Т-32. Существенным его отличием была замена колёсно-гусеничного движителя более простым, чисто гусеничным. Отмена колёсного хода на Т-32 позволила не только значительно упростить конструкцию танка, но и за счёт сэкономленного веса усилить бронезащиту. На этом образце была установлена более мощная пушка калибра 76 мм.
На Главном Военном Совете в августе 1938 года, где рассматривались результаты выполнения задания АБТУ РККА, М. И. Кошкину удалось добиться разрешения изготовить в металле наряду с колёсно-гусеничным танком А-20 и чисто гусеничный Т-32.

К середине 1939 года опытные образцы танков А-20 и Т-32 были изготовлены и представлены Государственной Комиссии для проведения испытаний. Комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надёжности выше всех опытных образцов, выпускаемых ранее», но ни одному из них не было отдано предпочтение.
Проведённые вторичные испытания опытных танков А-20 и Т-32 осенью 1939 года, а главное, проходившие в то время боевые действия в Финляндии со всей очевидностью подтвердили, что тактическую подвижность в условиях пересечённой местности, особенно в осенне-зимний период, могут обеспечить только гусеничные машины. Одновременно была определена необходимость дальнейшего повышения боевых параметров танка Т-32 и особенно – усиления его защиты.
В предельно короткие сроки конструкторским бюро была проведена доработка танка Т-32 путём дальнейшего усиления бронезащиты, вооружения и осуществления ряда других конструктивных изменений.
В результате этой работы был создан образец танка, который получил наименование Т-34 и в дальнейшем стал основным танком Советской Армии в годы Великой Отечественной войны».
Итак, при некоторых несущественных различиях, в обоих изданиях рисуется в целом одинаковая картина: в октябре 1937 года завод № 183 (этот номер Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна получил во второй половине 1936 года) получил от АБТУ РККА задание на разработку нового колёсно-гусеничного танка БТ-20.
Для его выполнения М. И. Кошкин организовал новое подразделение – КБ-24. Конструкторов он подбирал лично, на добровольных началах, из числа работников КБ-190 и КБ-35 (последнее занималось обслуживанием серийного производства тяжёлого танка Т-35). От своих предшественников новый танк отличался прежде всего формой корпуса. Впервые в танкостроении было применено расположение броневых листов под углом.
avatar
2 • 23:16, 2013-02-07
Во время войны были случаи использования трофейных Т-34 вермахтом. Танк был модернизирон путем устаноки поверх основной башни так называемой командирской башенки,что улучшило обзор.
avatar
1 • 22:05, 2013-01-28
Легендарный танк. Пускай он и был хуже тех же тигров немецких по броне и мощности орудия, но зато его манёвренность была намного выше. Да и пока немцы соберут один свой тигр, мы уже десяток 34-х наштампуем!
avatar

Читайте также

Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2024 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф