Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 4.2 4.2
Количество прочтений 5713
Дата добавления 2013-01-29
Детская психология. Советы родителям, развитие ребёнка

Как обойти слово "неправильно" при воспитании ребёнка

Психологи утверждают, что частое повторение слов неправильно и ошибка в процессе воспитания ребёнка может отрицательно повлиять на его будущее. Можно, конечно, это мнение оспаривать, но ведь все мы разные и неудачи переживаем по-разному. В любом возрасте.

Первые трудности

Дети растут. Учатся ходить, осваивают новые игрушки, постепенно развиваются и растут на радость родителям. Развитие не бывает без трудностей и неудач, главное - обыграть эти ситуации таким образом, чтобы ребёнок вынес из них как можно больше пользы для себя.

Значительно проще искать в "неудачах" поучительный смысл, когда ребёнок уже, например, ходит в детский сад или в начальную школу. Первая двойка или первая размолвка с приятелем из-за машинки - тоже неудачи. И тут родители должны суметь развернуть ситуацию таким образом, чтобы ребёнок не вынес из неё только негативные эмоции, обращённые на себя.

Впрочем, самые первые трудности в жизни малышей нередко создают сами родители.

Образ неудач

Из всего вороха рекомендаций по воспитанию детей родители порой вычленяют либо неподходящие советы, либо применяют их в неподходящих ситуациях, забывая о том, что дети всё-таки мыслят совсем иначе.

Маленькие дети не знают многого об устройстве и логике этого мира и потому они раскрашивают картинки или собирают игрушку "пирамидка" так, как сами считают правильным. Большим словарным запасом они тоже не располагают: просто не выучили ещё много разных слов. И уже от родителей зависит, будут ли их дети останавливаться на "невозможно" или научатся искать разные варианты решения различных задач.

Нарисовал, например, малыш рисунок: трава - розовая, небо - жёлтое, облака - зелёные и вообще мир раскрашен совсем иначе, чем в реальности. Приносит показать маме или папе и слышит: "Ты нарисовал неправильно! Всё совсем не так". А дальше уже либо подробно объясняют, в чём ошибки юного художника, либо ведут его посмотреть в окошко и не менее подробно объясняют, что трава розовой не бывает.

При этом, опровергая существование розовой травы, родители упускают из виду, какие слова они используют. Говоря "неправильно", "неверно", "не так" родители, пусть и неосознанно формируют у ребёнка образ неудачи, негативный опыт.

Как отреагирует ребёнок - предсказать со стопроцентной уверенностью нельзя, но здесь вариантов не так уж и много: либо продолжит рисовать розовую траву, либо примет поучения взрослых и станет рисовать траву зелёной, накрепко запомнив слово "неправильно".

Один ребенок отреагирует на повторяющиеся неудачи спокойно, а другой начнет расстраиваться, переживать, нервничать.

Как обойти слово "неправильно"

Конечно, совсем без этих слов обойтись в жизни нельзя. Но всегда можно найти для ребёнка такую формулировку, которая не охладит его исследовательский или творческий порыв, а позволит указать на другие варианты развития ситуации.

Впрочем, психологи предлагают несколько вполне универсальных советов:

  1. Постарайтесь без особой нужды не использовать в разговоре с ребёнком слова "неправильно", "неверно", "не так", "ошибка". Особенно если ребёнок показывает вам что-то, сделанное самостоятельно. Эти слова способствуют формированию негативной самооценки. Впрочем, не только у детей.
  2. Если ребенок делает что-то, на ваш взгляд, неправильно, не стоит сразу его исправлять. Допустим, раскрасил траву в розовый или расположил кольца пирамидки по-своему. Похвалите его за проявленную самостоятельность мышления и необычный подход. Это гарантировано подтолкнёт его и дальше искать нестандартные решения. Хорошим ходом будет спросить у ребёнка, почему он сделал это именно так, а не по-другому. И, наконец, покажите, какие ещё способы решений существуют. Такой подход позволит ребенку в будущем самостоятельно искать различные варианты выполнения заданных действий.
  3. Подбирайте игры и задания для самостоятельных и совместных занятий соответственно его возрасту и возможностям. Дети, конечно, бывают разные, но слишком сложные задачи скорее оттолкнут ребёнка, равно как и излишне упрощать не рекомендуется. Развитие ребенка должно идти постепенно.
  4. Все дети, как уже неоднократно утверждалось, разные. Встречаются активные, любознательные и практически всегда позитивно настроенные, но встречаются и тревожные, излишне впечатлительные дети. С такими нужно быть внимательными и всячески стараться поддерживать их начинания. Порой они нуждаются в подсказке, помощи.

Если ваш ребёнок не очень уверен в себе и своих силах, старайтесь не критиковать его сверх меры и уж тем более не высмеивать: обидные замечания в случае неудачи скорее приведут к тому, что ребёнок ещё больше замкнётся в себе, а проявляемые способности останутся неразвитыми.

Возможно, применить эти советы на практике удастся не сразу, но попробовать стоит. Ведь всем нам хочется, чтобы наши дети выросли самостоятельными, гармонично развитыми личностями.

Оцените публикацию

Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 12
Текущий рейтинг: 4.2.
Голосов: 5

Отзывы и комментарии

avatar
11 • 12:48, 2013-05-21
Детям нужно давать возможность ошибаться, ведь на собственных ошибках люди только и учатся. А потом - откуда такая уверенность, что именно вы знаете, как правильно?
avatar
10 • 22:54, 2013-02-03
У меня у самого сынуля 4х лет столкнулся с той же проблемой, что описана в статье. То же стараюсь научится не говорить слово «неправильно».
avatar
9 • 22:49, 2013-02-01
Полностью со статьей согласен. У самого есть дети. Когда сын рисует что то и многие рисунки далеки от стандарта, то мне наоборот даже интересно. Всегда интересуюсь почему он так нарисовал и он высказывает свои взгляды. Он видит что мне интересно и радуется. Зато я уверен на 100% что этим он развивается, у него вырабатывается свой взгляд на вещи. Так что говорить что он что то в своем творчестве сделал не так, будет со всем не правильно. Это для нас не так, воспитывавшихся в период застоя. А для детей современных стандартов в этом плане не должно быть. Пусть они рисуют и творят как им нравится, а не по шаблону.
avatar
8 • 22:11, 2013-02-01
Какие они умные, эти психологи. Они такие умные знают слова, типа "образ неудач". И, якобы, все это очень плохо влияет, а значит лет эдак через пятьдесят - будет вообще полный завал по всем частотам. И откуда они знают? Что ли они следили за кем-то 50 лет? За кем? За Петей Васечкиным? Ну и Что? Как там Петя Васечкиным? А вот как там Эйнщтейн? Эдгар По? Достоеувский? Королев? Гагарин? Вы за ними следили? Говорили им родители "неправильно"? Так ото ж. Просто сейчас много развелось всяких психологов и социологов. Надо им науку из пальца высасывать. Кандидатские на чем-то делать. Вот и мусолят. То такое предполагают, то - другое. Только все эти ученые, чтобы доказать что-то из своих идей, должны брать выборку из 1000 человек и следить за ними 50 лет. А - так. Домыслы - все это. wink
avatar
7 • 23:32, 2013-01-31
У меня дочка левша. Вот уж у кого постоянно нестандартное видение и неординарные решения)) Но я всегда стараюсь обходить острые углы, чтобы у нее не пропал интерес к тому, что она делает. Если, к примеру, речь идет о неправильном выборе цвета для того или иного рисунка, я просто сажусь рядом с ней, беру лист бумаги и рисую тоже самое, но в правильных тонах. Т.е. на личном примере показываю. Без упреков. А если речь идет о домашних делах, то я стараюсь ЗАРАНЕЕ объяснить как делать ПРАВИЛЬНО, чтобы потом не было разочарований.
avatar
6 • 22:24, 2013-01-31
А я с самого раннего дества старалась не быть категоричной для сына. Чтобы он не сделал самостоятельно: нарисовал, слепил, раскрасил, смастерил и прочее, сначала надо похвалить, ребенок же старался. Ну а потом можно немного разъяснить. Я часто привожу в пример себя (маленькую) и мы с сыном смеемся.
avatar
5 • 23:28, 2013-01-29
Думаю психологи, как всегда всё усложнили. Ну делает ребёнок что-то не так как "положено", ну не получается что-нибудь у него, так возьмите и помогите сделать как надо, покажите, научите в форме игры - на то вы и родители. Да, и не критикуйте при этом. Вот, весь смысл статьи в нескольких словах.
avatar
4 • 22:36, 2013-01-29
Психологи правы. Я позволяю ребенку выбирать краски для своего рисунка. Пусть будет лягушка синяя, небо желтое - неважно. Вместе рисуем и потом просто называем этот рисунок сказочным. Но всегда спрашиваю у ребенка, каким цветом на самом деле его нарисованные персонажи.
avatar
3 • 22:28, 2013-01-29
Хочется видеть в своём ребёнке все самые лучшие качества, но приходится сдерживать себя, чтобы лишний раз не переусердствовать, не погубить в ребёнке творчество, непосредственность. И многие советы, изложенные в статье мне по душе, буду стараться на практике применять, а то уж слишком много у меня этих "нельзя так", "неправильно".Задумалась.
avatar
2 • 22:20, 2013-01-29
Я вообще считаю, что если с детства постоянно говорить ребенку, что он неправ, то он и вырастет неуверенным, ждущим когда кто-то одобрит его решения. Если говорить о том же примере с розовой травой, то пусть она будет розовой. Может в будущем он великим нестандартным художником. А если уж очень эта трава смущает - можно вместе с ребенком в игривой и ненавязчивой форме рисовать ее зеленой. Дети, подражают своим родителям.
avatar
1 • 21:52, 2013-01-29
Очень полезные рекомендации. Я, памятуя печальный опыт собственного детства, в решении спорных вопросов предлагаю сыну самостоятельно делать выбор. “Если ты поступишь так, то может получиться следующее. Если сделаешь иначе, выйдет такая ситуация. Что тебе больше нравиться?” Обычно, сын делает правильный выбор. Но это – его выбор, а не навязанная мной ситуация. Но у меня – подросток. А такой подход к малышам, на мой взгляд, принесет ребенку много пользы в будущем.
avatar

Читайте также

Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2024 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф