Отключить рекламу Создать сайт
Товарный знак. История, виды, нормативные документы, регистрация, использование товарного знака. Бизнес на Поэтому.Ру

Поэтому.Ру
доступная энциклопедия обо всём

Зачем регистрировать товарный знак

Что такое товарный знак и чем он отличается от торговой марки? Для чего он нужен и какая от его использования выгода? Куда обращаться для регистрации товарного знака и какие нужны документы? Пробуем разобраться и дать ответы на все эти вопросы.

Товарный знак и его история

Товарный знак — это особое обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или другое). Оно служит "для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей". Исключительное право на товарный знак признаётся законодательно и специально удостоверяется свидетельством на товарный знак.

Право на товарные знаки - одна из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, которые относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 Гражданского Кодекса РФ).

История товарных знаков насчитывает, по меньшей мере, три тысячи лет. Существуют находки, подтверждающие это. Упомянутые 3000 лет назад индийские ремесленники, ведшие активную торговлю с Ираном, ставили свои подписи на своих изделиях перед их отправкой, как сказали бы сегодня, на экспорт.

Со времён Римского Империи до нас дошло около тысячи различных римских гончарных клейм, бывших в употреблении у мастеров. А одно из самых известных - фабричное клеймо FORTIS - было настолько знаменитым, что его даже копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков продолжала расширяться и в условиях торговли средних веков.

Сегодня товарные знаки используются главным образом для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Кроме этого, товарный знак - это средство конкурентной борьбы в условиях рынка и своего рода гарантия относительной защищённости владельца товарного знака от мошенников и подделок.

Можно ли говорить "Торговая марка"? Как бы нам не хотелось сделать такой дословный перевод английского "Trade mark", это будет совершенно некорректно. С английского "trade mark", используется как синоним понятия "товарный знак". Хотя этот термин активно используется на бытовом уровне, в российской правовой системе верны только понятия "товарный знак" и "знак обслуживания".

Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак зарегистрирован. В качестве знаков предупредительной маркировки в мировой практике получили распространение значок "®", буквенные сочетания "™" (сокращение от trademark), "℠" (сокращение от service mark), а также слова "Trademark", "Registered Trademark", "зарегистрированный знак", "Marque deposee", "Marca registrada".

Маркировка "®" (Registered) согласно мировой практике может быть использована только владельцами официально зарегистрированных товарных знаков. Символ ставится непосредственно справа вверху от изображения товарного знака. Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака.

Виды товарных знаков

Товарные знаки могут быть:

  • Словесные. Такие знаки представляют собой только шрифтовую композицию, которая в теории дизайна называется логограммой. Словесные знаки составляют львиную долю - 80% - от всех существующих сегодня товарных знаков. Например, Kodak, Xerox,
  • Изобразительные. Таких товарных знаков не много: до 5% от общего числа существующих ТЗ. Чаще всего используется в индивидуальной профессиональной деятельности. Представляет собой абстрактные (знак индекс) или конкретные (иконические знаки) изображения. Например, товарный знак Lacoste - маленький крокодил,
  • Комбинированные. Такие товарные знаки сочетают в себе и логограмму, и изображение. В качестве примера можно назвать товарный знак Apple, Nike, Puma. Именно комбинированные знаки в теории дизайна называют логотипом и "разобрать" такие товарные знаки на части нельзя, они используются в том виде, в каком созданы изначально,
  • Звуковые. Помните стандартный звонок Nokia? Вот вам "наглядный" пример звукового товарного знака - узнаваемый повсюду и при этом отличающийся индивидуальностью, которую не оспорить,
  • Трехмерные товарные знаки. Как правило это либо упаковка товара, либо сам товар. К примеру, любимый многими детьми Kinder Surprise.

Разработка и регистрация товарного знака

Если вы решили регистрировать свой товарный знак, будет нелишним ознакомиться со следующей информацией. Разработка и последующая регистрация товарного знака проходит в несколько этапов, ни через один из которых "перепрыгнуть" не получится.

  1. Постановка цели позиционирования товара на рынке. Другими словами, продумайте название. Причём так, чтобы оно не нарушало прав других производителей, не было созвучно с уже существующими (в случае судебного разбирательства доказать, что вы имели в виду совсем другое будет сложно) и чтобы при выходе на международный рынок ваш товарный знак не должен быть исковеркан переводчиком или вызывать негативные ассоциации, а также не должен привлекать юридических конфликтов от владельцев других торговых марок.
  2. Определение основных элементов знака как символов отрасли или фирмы. Нужно помнить, что цвет, форма и прочие параметры сильно влияют на восприятие. Поэтому подбирать цветовую гамму логотипа, этикетки и прочей символики компании и товарного знака в том числе нужно чрезвычайно аккуратно и очень внимательно. Во избежание, как говорится.
  3. Выбор из ряда выполненных серий эскизов обозначения двух-трех вариантов для проведения фокус-группы. Выбирайте из нескольких вариантов. Чем больше их будет - тем больше шансов подобрать действительно отличающийся от других. При этом помните: на данный момент уже зарегистрировано огромное количество товарных знаков. Так что, как только подберёте подходящий вам ТЗ, немедленно переходите к следующему шагу.
  4. Постановка задачи для поиска выбранных в результате работы фокус-группы обозначений по фонду зарегистрированных в России товарных знаков и проведение поиска в БД Роспатента с выявлением сходных обозначений. То есть вам придётся проверить, а не зарегистрировал ли кто товарный знак, похожий на ваш.
  5. Сравнение выбранных эскизов с отобранной в результате поиска информацией. При необходимости — корректировка обозначения с целью избежать сходства с зарегистрированным обозначением. Оказалось, что вы не одиноки в выборе ТЗ. Не отчаивайтесь - если есть возможность, нужно что-нибудь в вашем товарном знаке изменить и тогда его точно примут для регистрации.
  6. Утверждение выбранного обозначения. Товарный знак одобрен всеми структурами, переходим к следующему этапу.
  7. Работы по комплектованию заявки на товарный знак. Здесь можно и дальше проделывать всё самостоятельно или обратиться к специалистам. Впрочем, к ним обращаются и на более ранних этапах.
  8. Подача обозначения на регистрацию в качестве товарного знака.
  9. Делопроизводство по заявке на товарный знак.
  10. Получение охранного документа (свидетельства) на товарный знак.
  11. Юридическое сопровождение свидетельства на товарный знак. Этот шаг и предыдущий обеспечивают вам и вашему товарному знаку право на судебное разбирательство при незаконном использовании вашего ТЗ и вообще на защиту ваших прав, связанных с использованием товарного знака.
  12. Постановка зарегистрированного товарного знака на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива предприятия. Как ни странно, товарный знак в этом случае становится не менее важным активом вашего предприятия. Его можно будет продать, заложить и так далее.

Свидетельство на товарный знак выдается в Российской Федерации сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть продлено ещё на 10 лет по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено. Продлять свидетельство можно неограниченное число раз.

Чтобы товарный знак приобрел известность и признание, требуются значительные капиталовложения и значительный период времени. Поэтому в интересах каждого, кто стремится использовать товарный знак, быть уверенным, что ему предоставляется охрана как ценному объекту интеллектуальной собственности.

Источник: Поэтому.Ру
Оценить статью
Читайте также:
Человек и общество

Даже если у нас нет своего маленького, но вполне успешного дела, нам приходится регулярно в той или иной форме сталкиваться с налоговой отчётностью. А...
Языков на свете - великое множество. Но есть среди них особенные: им тысячи лет и на некоторых из них уже сотни лет никто или почти никто не говорит. ...
Случается, что для защиты своих интересов приходится обратиться в суд. При этом далеко не каждый может обратиться за профессиональной консультацией к ...
Интернет-торговля сегодня - одно из весьма прибыльных и востребованных направлений развития бизнеса. Мы уже писали о первых шагах в этой области, но с...
Эта игра собирает многотысячные стадионы и миллионы болельщиков у телеэкранов. Футбол - одна из древнейших игр с мячом, в его аналоги играли ещё в Спа...
У каждого из нас есть привычки, без которых мы могли бы обойтись,если бы захотели. Ведь некоторые не только отнимают массу времени, но и могут серьёзн...

avatar
9 Olejandro
Действительно, интересно. А мне казалось, само понятие где-то в последние сто лет появилось. Вот с чем на все сто я согласен, так это с тем, что многие производители вкладывают кучу денег в ту же раскрутку бренда, рекламу и т. д., а обеспечить при этом соответствующее качество продукции уже средств не хватает.
avatar
10 soullera
Откуда такой пессимизм?:) Складывается впечатление, что говоря: "Многие", Вы подразумеваете сразу всех. Ну, согласитесь, ведь реклама не оправдает вложенных в неё средств, если качество продукта будет низким. Это невыгодно. А раз в товарный знак вкладываются деньги, то не на ветер же они идут?
avatar
8 Lana
Я работаю в торговле и часто вижу, как многие товарные знаки не удерживаются на рынке. По моему мнению их вытесняют качеством и рекламой другие бренды. Жаль, что люди влаживают такие деньги в свой бизнес не придерживаются главного: цена соответствует качеству, или не налаживают производство и своевременную поставку.
avatar
7 provo
К сожалению, регистрация товарного знака, хоть и очень заманчивое, но хлопотное и затратное дело, которое далеко не каждому желающему по карману.
avatar
6 РоманБ
Николай, так важно и то, и другое - делать такую продукцию, которую хотели бы покупать, и при этом обеспечивать ее надежное отличие с помощью знака от ей подобной.
avatar
5 nickolaj
Иметь хороший товарный знак - это очень хорошо, но еще лучше иметь хороший товар, на который будет ставиться ваш товарный знак.
avatar
4 Dashket
По товарному знакому можно определить даже качество продукции. Товарный знак защищает свою продукцию от плагиата.
avatar
3 kissfm11
Некоторые знаки, мне кажется вовсе не запоминающиеся, не понятно, кто их создавал!Мне кажется, что в логотипе должен обязательно присутствовать имя фирмы, так лучше происходит запоминание!
avatar
2 Melena
Какая полная и толковая статья! Прямо все по полочкам разложили. Может служить хорошим конспектом при ответе на соответствующий вопрос билета в маркетинге.
avatar
1 Karina
Хорошая познавательная статья. Много не знала, например, что товарные знаки бывают еще и звуковыми. У меня теперь в голове начинают всплывать разные мелодии. МакДональдс, например smile
avatar
Аккуратные стопочки монет - это, несомненно, красиво и даже весьма впечатляюще, но когда эти же монеты оттягивают карман - приятного мало. Зато бумажн...
Даже если у нас нет своего маленького, но вполне успешного дела, нам приходится регулярно в той или иной форме сталкиваться с налоговой отчётностью. А...
Без мобильника - как без рук. Причём с момента появления этого устройства прошло совсем немного времени. Если кто вспомнит первые мобильные телефон, т...
Языков на свете - великое множество. Но есть среди них особенные: им тысячи лет и на некоторых из них уже сотни лет никто или почти никто не говорит. ...
Независимо от того, как часто мы убираем дома, всегда и везде найдётся пыль. Покрывающая ровным слоем горизонтальные поверхности, собирающаяся в непри...


Всегда разное

Наверное каждый хотя бы раз слышал о вулканизации. Но мало кто представляет, что это за процесс такой и для чего его вообще производят. Расс...
Самые первые наши выступления - утренники в детском саду. Потом - чтение стихов на уроках литературы. Но далеко не все могут легко и неприну...
Даже если у нас нет своего маленького, но вполне успешного дела, нам приходится регулярно в той или иной форме сталкиваться с налоговой отчё...
О том, что "Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг", знают если не все, то очень и очень многие. О судьбе этого корабля немало сказано и написан...




Внимание! Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
Дизайн сайта — Студия Ариф